Кавказский пленэр. Октябрь 2020

Керченский художник Виктор Щесняк успевает путешествовать, писать картины и девники своих поездок, которыми щедро делится с читателями сайта KERCH.COM.RU.

— Ребята, найдите денег на бензин и приезжайте, живите сколько хотите, бесплатно. Никого нет — предлагает Александра, хозяйка квартиры.

На мой вопрос: «Какую картину привезти в подарок, Крым или Кавказ?» Саша выбирает Крымский пейзаж. Памятуя то, что ребята давние-давние туристы, нахожу пейзаж с видом на гору Ай-Петри. Теперь со спокойной совестью можно ехать.

— Как-то вы быстро собрались, — говорит Алексей Спольский, узнав о том, что мы с женой уже завтра уезжаем в Теберду.

— Так пары дней достаточно, при нашей подготовке, — отвечаю.

перед дорогой, почему-то сон всегда неспокойный. Казалось бы, и дорога знакомая и опыт большой, а всё равно неведомая сила подымает в предрассветный час и… лучше уже ехать, чем ворочаясь, ждать звонка будильника. Так и в этот раз, в 3,45 я уже «на ногах» и, к моей радости, Любаша, спросив который час, тоже поднимается.

Крымский мост проезжаем в его красиво освещённом обрамлении с начинающим светлеть и приобретать цвет небом на горизонте. Через час солнышко встаёт прямо над дорогой, усложняя работу водителей и мою в том числе. После автомагистрали Крымского моста, скорость заметно уменьшается и это напоминает старые добрые времена, так- же как и стоящие посты ДПС.

— А, вы – художник, езжайте…

Мы едем, делаем остановки на чашечку кофе, обед, покупку орешков и воды в дорогу. Засветло приезжаем в Теберду и располагаемся в знакомой квартире. Разгружаем вещи, холсты, продукты, вся обстановка сразу становится «как дома».

23 октября 2020

Удивительное место – Теберда. Снова просыпаюсь в три часа утра и понимаю то, что выспался и сна больше не будет. Утренний, если можно так сказать среди ночи, чай, записи в походной книжке и размышления о вчерашнем дне коротают время. Организационный день получается хорошим. По пятницам в Теберде работает рынок. Мы закупаем овощи, фрукты, мясо кур. Радуемся грецким орехам, только что собранным, и покупаем мне вязанный жилет, так как предполагаются холода.

Надавив палитру красок, едем с Любашей осматривать места для этюдов. Река Аманауз изменила русло и теперь основной поток несётся сразу у берега. Ещё два потока идут дальше и сливаются чуть ниже по течению. Там я и решаю писать первый этюд. Полдень. Яркое солнце затемняет мои очки, греет так, что приходится снимать свитер. Я продолжаю щедро месить краски и пишу толстым слоем пасты. Радуюсь, как удачно и красиво замесы красок дополняют друг друга. Огорчаюсь, когда не удаётся «с лёту» найти необходимое сочетание цвета в дальних и средних планах.

Пока я пишу, Любаша ходит с палочкой по подлеску в поисках грибов. Сушь этого лета и осени позволяет ей найти один гриб, маслёнок, который украшает чуть позже жаренную картошку своим ароматом.

24 октября

Решение свернуть в Гоначхирское ущелье появляется сразу, как только мы увидели стоящие автомобили на КПП. Увидеть берёзы в листве, о золоте которых виделось, не получилось, так как выше в горах листва уже опала и прозрачные деревья светятся паутинкой веток, очень красиво в контражуре на фоне теневых гор.

Солнце, яркое солнце освещает холст «в лоб». Стать по-другому не получается среди больших камней, в избытке насыпанных в этом месте. Выбранное мною место открывает вид на реку Гоначхир, вольно текущую среди красных камней, освещённых утренним солнцем, в обрамлении гор.

Начав этюд, понимаю то, что мотив сложный, да ещё на холсте размера 60х70 и написать его грамотно не получается. Слишком много разноплановых деталей, слишком много солнца на холсте, многое просто я не вижу. Этюд пошёл частями и… в итоге не вышел на задуманный результат. Вспоминается то, что Гречишкин П.М., писавший обаятельные этюды небольшого размера, этюд большого размера создавал в два подхода: первый день делал тщательный рисунок и прописывал тени, а на второй день заканчивал весь этюд. Это, возможно, даёт время на проработку деталей и лучшую картину всего этюда…

25 октября

Воскресный день проводим на озере Туманлы-Кёль (Форелевом) вместе с Леонидом Романовичем и Константином, его сыном. День солнечный и в пору полуденную даже жаркий. Отдыхающих на озере великое множество. Все оборудованные места заняты компаниями большими и маленькими. Даже свадьба гуляется с музыкой и танцами. Экскурсионные автобусы вываливают на 45 минут пассажиров и те, своей неугомонной суетой и спешностью сделать селфи «на фоне», заполняют пространство вокруг озера.

— Мы вас так давно ждём. Где вы были? Спрашивают мама с дочкой. Уточняют, увидев моё недоумение на лице, — мы записали видео у вашего мольберта. А спросить разрешения не у кого…

Знакомимся: Тамара и Фатима, их смущённые лица и желание показать запись стихотворения так велики, что я соглашаюсь уделить им максимум внимания. Оказывается, Фатима участвует в международном конкурсе чтецов и басню «Слон-живописец» Сергея Михалкова, читать у этюдника с холстом они сочли очень уместным. На видеозаписи я обнаруживаю глубокие тени от дерева, где стоит этюдник. Нехорошо. Переносим всё на солнечный берег озера и повторяем запись. Фатима читает басню, артистично жестикулируя большой кисточкой, и даже «играет» звуками голоса, изображая различных персонажей.

Заканчиваю этюд при постоянном подходе туристов, фотографирующих и фотографирующихся… Дразнящий аромат шашлыков давно напоминает об обеде. Перекусив с ребятами, перекладываю часть красок с большого этюдника на малый и иду в горы, писать вид на Клухорское ущелье. Шум и гомон воскресного дня остаются внизу и только звуки музыки доносятся издалека.

Красивый вид гор, чистый воздух создают неспешное поведение в работе. Этюд я пишу с удовольствием, находя новые смеси красок и сочетания тёплых и холодных цветов. Солнце прячется за горы и сразу становится холодно и… приятно глазам. Удивительно.

26 октября

Слабовозмущённое магнитное поле Земли, оказывается, сказывается на восприятии мелочей, отвлекающих от работы. Тем не менее, решив все организационные хлопоты, мы приезжаем на поляну с видом на гору Домбай-Ульген. Утро, вся поляна ещё в тени. Стена леса, густым тёмным зелёным цветом с почти кобальтово-фиолетовой кромкой дальних елей, удивительным образом подчёркивает розовые, сияющие в утреннем освещении горы. Сразу. Надо писать сразу! Сразу же расставляю этюдник на известном «высоком» месте. Холодно. Холодно так, что приходится бежать к машине за свитером и брюками.

— Кофе будет через сорок минут, — кричу компании, ушедшей вниз в поисках места для пикника. Кричу с надеждой, что это время отвлекать меня не будут.

Начинаю работать. Главное, главное контраст и удивительная игра света в дальних горах. А там творится что-то невероятное, все горы «в воздухе» и воздух этот цветной. Беру на палитре несколько замесов тёплого с розовым, с охристым, несколько холодных с разбелами коричневых и индиго. На холсте, обозначив тени для контраста, пишу и уточняю отношения в том горном воздухе. Радостно, как радостно на душе от утренней песни, от всего-всего, что так звонко живёт и пробуждается…

  1/32   2/32   3/32   4/32   5/32   6/32   7/32   8/32   9/32   10/32   11/32   12/32   13/32   14/32   15/32   16/32   17/32   18/32   19/32   20/32   21/32   22/32   23/32   24/32   25/32   26/32   27/32   28/32   29/32   30/32   31/32   32/32 Предыдущий Следующий

27 октября

Подготовка к поездке на Клухорский перевал занимает накануне весь вечер. Красок на палитру надавлено с избытком, тюбики, кроме белой, вытащены прямо в багажник авто. Таким образом, опыт похода на Алибекский ледник в октябре 2018, срабатывает — этюдник максимально облегчён. Приготовлены зимние одежды и обувь, однако… Однако, поездка отменяется непосредственно на пограничном посту.

Перегрузив обратно свои вещи, готовлю уезжающим ребятам кофе и остаюсь писать этюд «Голубая Чатча 3637». Да, это название уже давно крутится у меня в мыслях и вот сейчас есть случай поработать ранним утром, когда горы в голубом контражуре. С трудом поднимаюсь к выбранному месту, имея при себе облегчённый этюдник, холст, фотоаппарат и походный монопод. Отдышавшись, начинаю работать. Как много в голубых горах различных оттенков, разные глубины «читаются», разные плоскости видны, однако всё это многообразие, должно быть на холсте в общей массе голубых гор. Только живописные нюансы! Ближний план с берёзами и светящимися на солнце соцветиями трав оказывается ещё сложнее в передаче. Замесы беру пастозно, с обобщённым цветом и разнокрасочным мазком. Вроде работает.

Надо ехать к Любаше. Сегодня у нас годовщина свадьбы – 47 лет супружеской жизни. После обеда проводим день на нашей поляне, поляне сенокосной с удивительно мягкой травой и купами разнообразных дерев в осеннем наряде. Я пишу этюд, Любаша читает. Через час готовлю кофе и подаю на стол-этюдник. Любаша достаёт сладости. Мы усаживаемся в походные кресла и наслаждаемся вкусом кофе и удивительным комфортом, воцарившимся в природе. Неспешный отдых. Тепло и приятно сегодня. Как ни странно, о нашей студенческо-курсантской свадьбе в солнечной Алма-Ате мы и не говорим. Вечерняя рюмочка коньяку и вкусный ужин завершают этот день, день 27 октября…

28 октября

Поляна, на которой мы были вчера, ещё вся в тени гор, и мы продолжаем поиск места для работы. Вид реки Аманауз вниз по течению с подмытым правым берегом и наклонёнными деревьями, кажется интересным, и я приступаю к этюду. Начав работу кистями, понимаю свою беспомощность в передаче многообразия цвета деревьев, яшмовым узором украшающих противоположный склон, ярко освещённый солнцем. От главного в этюде я отошёл (в который раз) и начал писать большее поле на холсте, где и запутался. Теперь, взяв большой мастихин, начал «махать» им, обобщая работу. Солнце осветило камни реки на переднем плане. За ним, солнцем, так же сделал и я, изменив уже написанный кусок холста…

Прав Павел Анатольевич Авенариус, неоднократно говоривший, что работать надо методично, от простого к сложному, от общего к частному (от большой кисти к меньшей), определяя главное в самом начале работы.

Да, что главное в этюде? Что должно быть в итоге и как это должно тронуть зрителя? Какая эмоция от художника зрителю? Жалкая копия места или образ? Образ места, образ осени, дня, чувства. Всё красками, как словами. Расскажи, живописец!

Протокол или песня?

Роман или поэма?

Живопись…

29 октября

Ветренный день в горах срывает листья с берёз и крутит пылью по дороге на Алибек. Оставляю вещи на обочине тропы и возвращаюсь к машине, так как забыл взять с собой фотоаппарат. К тому же мысль, что кофе лучше с утра, тоже правильная. Двое мужчин, катающие туристов на УАЗиках, составляют мне компанию, рассказывая свои житейские истории и приключения.

Моя попытка пробраться сквозь лесную чащу непосредственно к реке Алибек с открытым видом на одноимённый ледник, не увенчалась успехом. Уж слишком сложно, дико и даже страшно среди валунов, поваленных деревьев в тёмном густом лесу. Поэтому, выбравшись из зарослей, подымаюсь на открытое место и пишу вид на Алибек через поляну с берёзами. Порывы ветра очень сильные. Как хорошо, что есть с собой «штормовая» одежда, болоньевая курточка и штаны, которая позволяет закончить этюд в этой круговерти осенних листьев.

Вид открытой всем ветрам и голой от снега горы Семёнов-Баши привлекает внимание, и я делаю быстрый нашлёпок, надеясь на работу в мастерской над этим мотивом. Пить хочется уже давно, воды же я не взял, а к реке не пробрался, поэтому припадаю к первому ручью недалеко от машины и наслаждаюсь удивительно вкусной ледяной водой. Пополняю запасы воды в дорогу. Да и кофе, приготовленный на такой воде, приобретает чудесный вкус.

Времени ещё достаточно для работы, и я еду к намеченному по пути месту с видом на гору Домбай-Ульген. Погода пасмурная, солнце уже скрылось за горы, освещение ровное, спокойное, ветер, рвавший листву берёз, притих и работать очень комфортно. Неспешно, уже рассуждая, что и зачем, делаю смеси цветов неба и гор, склонов затенённых и деревьев на склоне. Работа ладится.

Заканчиваю этюд в густых сумерках. По темноте еду домой, слушаю музыку, предвкушая рюмочку вина согревающего и ужин. Любаша весь день оставалась дома…

30 октября

Пасмурный день с «бунациями» солнечного света привносит свой колорит в окружающую природу. В поисках места мы уезжаем от реки Аманауз, где предполагалась работа, и возвращаемся к ставшей «нашей» сенокосной поляне. Пару дней назад я приметил на ней несколько вариантов этюдов и вот сегодня выдаётся случай осуществить задуманное. С середины поляны, окружённой большими деревьями, видны горы в жемчужной дымке. Белала-Кая и Мусса-Ачитара в далёком воздухе кажутся парящими над тёмными пихтами. На тёмном же фоне удивительно легко светятся берёзы, в шуме налетающего ветра роняющие свои листья. Листочки кружатся, светятся ярко-ярко, падают на траву тихо. Состояние, щемящее душу.

Неторопливо, наслаждаясь красотой, пишу этюд. Уже на законченный готовый холст, на место, где поляна с опавшей листвой, падает берёзовый листочек. Как к месту! Пусть будет, пусть «поживёт» на холсте какое-то время…

31 октября

Идёт дождь. Всю ночь идёт дождь и, по прогнозу, будет идти весь день с небольшими перерывами и всю следующую неделю. Писать этюды невозможно и я, взяв только фотоаппарат, еду снимать знакомые места. Болоньевая курточка и брюки, купленные так давно в СССР, что я и не помню, когда, то есть в каком году, выручают и я «бегаю» по горам, удивляясь суровой красоте природы, фотографирую.

Клубятся облака над озером Туманлы-Кёль и очень живописно уходят в горы. Какой подарок эти возникающие, так коротко живущие облака! Через пять минут всё исчезает, как и не было ничего. Удивительно. Над Клухорским ущельем тёмные тучи, широкая полоса ливня приближается со сверкающими молниями и раскатами грома. На обратной дороге у реки Гоначхир просветлело. Мимолётный луч солнца эффектно освещает затухающее золото осени, парящие облака в распадках гор и шумную реку, с прибывающей водой.

Погода вынуждает завершить пленэр несколько раньше. Пора собираться в дорогу. В перерывах дождя загружаем в вымытую мною машину (традиция перед дальней дорогой) вещи, сбитые холсты, этюдники и продукты. Остаток дня проводим дома, смотрим телевизор, отправляем фотоотчёты родным и друзьям.

А дождь всё идёт…

  1/38   2/38   3/38   4/38   5/38   6/38   7/38   8/38   9/38   10/38   11/38   12/38   13/38   14/38   15/38   16/38   17/38   18/38   19/38   20/38   21/38   22/38   23/38   24/38   25/38   26/38   27/38   28/38   29/38   30/38   31/38   32/38   33/38   34/38   35/38   36/38   37/38   38/38 Предыдущий Следующий

Виктор Щесняк

Связанные материалы:• Весенний пленэр на Кавказе 2019 

Источник: Керчь — это мой город


Есть уточнения или альтернативное мнение? Предложения или пожелания?
Присылайте ваши сообщения на почту [email protected]

Поделитесь в соц сетях

Вам так же может понравится

Оставить комментарий

Все комментарии проходят модерацию.