Экспедиция Государственного Эрмитажа продолжает изучать загадки древнего Нимфея

Нимфейская археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа вновь изучает остатки древнего города недалеко от поселка Героевское. В этом году сезон юбилейный – 80-й. Работы сосредоточены в городище, рядом с уникальным комплексом, своего рода античным дворцом культуры.

 

«В этом году мы продолжаем исследование Нимфея, и наша основная задача — найти зольные напластования, которые перекрывают античный театр, и восстановить архитектуру и планировку центральной части городища», — рассказала сайту KERCH.COM.RU руководитель научной экспедиции Надежда Новоселова.

К слову, археологи заявляют уже уверенно: обнаруженное на плато сооружение – театр. Мало того, первый на Боспоре. Второй такой существует в Херсонесе.

«На заднем плане, — показывает рукой Надежда Новоселова, — мы видим ступени амфитеатра — предположительно, их было 12 рядов. И самый верхний ряд ступеней мы видим в борту раскопа — безусловно, такую ступенчатую архитектуру имело только одно сооружение в Древней Греции — это театр».

В составе экспедиции работают 35 сотрудников Государственного Эрмитажа. Среди них — рабочие, студенты, фотографы, архитекторы, реставраторы и, конечно, археологи.

Обнаруженные фрагменты керамики, кости, монеты и другие предметы складывают для дальнейшей сортировки и первичной обработки.

Далее в дело вступают реставраторы. В небольшой полевой лаборатории находки обессоливают, удаляют различные загрязнения, наслоения. И, если возможно, соединяют фрагменты. Особой удачей будет обнаружение расписной штукатурки, отмечает реставратор Государственного Эрмитажа Татьяна Мецковская, хотя пока что полем для работы является в основном керамика. С особым вниманием, тем не менее, тут относятся к каждому артефакту.

«Сначала я должна, конечно, предмет керамики хорошо  рассмотреть. После этого определяю, что я должна с ним сделать. Там много пыли, много грязи, много каких-то наслоений. Мы хорошо вымачиваем предметы в воде, насыщаем их», — рассказывает Татьяна Мецковская.

Потом фрагменты керамики помещают в раствор лимонной кислоты. В общей сложности процесс очистки может занимать несколько дней.  Наслоения удаляют кисточкой, жесткой щеткой и даже скальпелем. Реставратор отмечает: несмотря на существование определенных методик работы, обработка каждого артефакта индивидуальна. Необходимо запастись терпением, чтобы все процессы протекали правильно.  

Фиксацией находок, обнаруженных в городище, занимаются архитекторы. Здесь же составляется и модель раскопа.

 «С помощью тахиометра делается съемка, — рассказывает архитектор Нимфейской экспедиции Анна Реппо, — и потом через специальные программы обрабатывается. Делается большое количество снимков, которые привязываются с помощью тахиометра к координатам. И программа уже четко может посадить план и сделать 3D-модель раскопа».

Результат такой работы – ортофотопланы и точные чертежи.

Фиксируют и архитектурные детали. Специалисты Эрмитажа отмечают: новые технологии существенно упрощают сложную кропотливую работу.

«Раньше, когда не было новых технологий, — рассказывает архитектор Государственного Эрмитажа Елена Седых, — мы все рисовали на миллиметровке, этим занимались художники и архитекторы — достаточно сложных и трудоемкий процесс».

Сейчас же весь получаемый материал оцифровывают и с помощью фотометрии строят 3D-модели. На мониторе Елены Седых мы увидели капитель, которая была найдена в городище некоторое время назад.

«Это ионическая капитель, — рассказывает архитектор, — она достаточно хорошо сохранилась, очень четкая, созданная по всем канонам греческой архитектуры. В данный момент я перевожу уже существующие чертежи в современную 3D-модель, так как керченский Лапидарий, в котором хранятся все архитектурные детали, планирует сделать некую реконструкцию этих деталей. Плюс сейчас мы работаем в этом же месте, продолжаем раскапывать комплекс, и в будущем модель поможет нам более точно реконструировать некоторые вещи».

К слову, для создания одной лишь модели капители необходимо до 70-ти фотографий, сделанных с разных точек.

Весь комплекс сложной кропотливой работы: от собственно раскопок до анализа полученных данных позволяют пролить свет на жизнь древних. Так история перестает быть безликой, а античные города населяются жителями.

«Мы нашли несколько граффити,  — из которых можно реконструировать имена жителей города, — продолжает Надежда Новоселова. — Для археолога важно не просто найти что-то в земле и совершить сам процесс раскопок, но и воссоздать жизнь города, поэтому когда мы видим те артефакты, к которым прикасался древний человек, к примеру, надпись «Гор» на вещи, мы можем реконструировать, что владельца звали Гордий. И это не какой-то обезличенный черепок — он принадлежал человеку. Потом можем найти его дом, за домом усадьбу, и оживить историю городища».

Работа Нимфейской экспедиции Государственного Эрмитажа продлится до середины августа. Находки, обнаруженные в городище, после реставрации останутся в Керчи – попадут в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. И будут рассказывать посетителям о быте древних жителей Нимфея.

 

Источник: Керчь — это мой город


Есть уточнения или альтернативное мнение? Предложения или пожелания?
Присылайте ваши сообщения на почту [email protected]

Поделитесь в соц сетях

Вам так же может понравится

Оставить комментарий

Все комментарии проходят модерацию.