День народного единства

Керчанка Тамара Ефремова, участница литературного портала «Проза.ру», прислала в редакцию сайта KERCH.COM.RU рассказ, основанный на изучении различных источников, об истории праздника «День народного единства».

В современной России эту грандиозную, историческую дату отмечают, потому, что неизвестно, в какой стране мы бы сегодня жили, если бы не события 1612 года.

К осени 1611 года Московская Русь перестала существовать как самостоятельное, единое государство. Значительная часть территории вместе со столицей Москвой была захвачена поляками и литовцами, а Новгород – Швецией. Держался Северо — Восток Руси, где правили местные дворяне и горожане – Земщина. Позже именно они составили первое неудачное и второе победоносное ополчение, которое изгнало захватчиков с русской земли.

Что происходило? Три неурожайных года взбунтовали народ против царя Бориса Годунова, вспомнили об убиенном наследнике Ивана Грозного — малолетнем сыне Дмитрии – последнем из Рюриковичей. Беспощадный бунт надоумил многочисленных сумасшедших и авантюристов попробовать разыграть кровавую карту: «Дмитрий жив!» И понеслось! Монах Гришка (Юшко) Отрепьев объявил себя выжившим царевичем, просочился через литовскую границу и там сыграл эту роль. Литовцы приняли эту игру, чем не повод напасть на Москву. И в 1604 году самозванец Лжедмитрий I пошёл в главе войска на Русь.

Современники Бориса Годунова писали: «Долго он смотрел на Москву с Кремлёвской колокольни, выпил яд и спустился на землю». После смерти Бориса Годунова летом 1605 года был венчан на царство его сын – Федор. Так о нём писал князь С. Шаховской: «Отрок славился красотой, словно цветок диковинный, Богом украшенный. Очи имел большие чёрные, лицо белое жемчужное, роста он был среднего, телом очень крепок. Отцом научен был книжной премудрости, в ответах обстоятелен и весьма красноречив». Один был недостаток у этого прекрасного юноши – он был внуком Малюты Скуратова. Прошло уже почти полтысячи лет, а не забывается своими пытками да казнями верный опричник Ивана Грозного.

Федор правил всего полтора месяца и по приказу Лжедмитрия I стрельцы учинили лютую смерть Федору и его матери. Фёдор храбро боролся с 4 стрельцами, и, если бы не подлость нападающих… Народу объявили, что они «от страха зелья выпили и умерли». Сразу вытащили из гробницы Архангельского собора гроб с телом царя Бориса и вместе с телами жены, царицы Марии, и его сына, отвезли на кладбище самоубийц. А это какой позор для христианина.

Прошло чуть больше месяца, Лжедмитрий I венчался на царство. Воеводы наперегонки присягали новому царю. Царь Василий с боярами с повинной преподнёс самозванцу царские регалии, Государственную печать и ключи от казны. Шапка Мономаха оказалась на голове католички Марины Мнишек. Этого православный народ не мог выдержать. Через год царствования беглый монах Гришка, он же Лжедмитрий, был убит.

Летом 1606 года царём избрали («перекричали») Василия Шуйского. Не известив патриарха, Шуйский надел на голову царский венец, за что в народе его неуважительно прозвали Самовенечник.

В 1606 году Иван Болотников, под именем «Воевода Дмитрий», тёмная личность из бывших холопов, собрав недовольных Шуйским дворян, казаков, беглых холопов, пошел на Москву. Василий Шуйский жестко расправился с восставшими, как писал современник «каждую ночь их (пленных) выводили сотнями, как агнцев на заклание, ставили в ряд и убивали дубиною по голове, словно быков, и тела спускали под лёд в Яузу». И сам он плохо кончил: вломились заговорщики во дворец, «свели» царя с трона и насильно постригли в монахи в 1610 году.

В 1610 году весь московский народ присягнул в верности польскому королевичу Владиславу. Поторопились столичные жители, потому что пришёл 1611 год. В феврале – марте на Рязанской земле образовали Первое ополчение. Объединились рязанцы Прокопия Ляпунова, тушинцы князя Дмитрия Трубецкого и казаки атамана Ивана Заруцкого. Но их постигла неудача при осаде Москвы в мае 1611 г. Но уже в сентябре по инициативе Минина организовалось Второе ополчение, которому поляки сдались 26 октября (или 4 ноября по новому стилю) 1612 г.

А вот в Нижнем Новгороде сегодня все знают о событиях того времени и горожане ведут своих гостей в первую очередь в свой Кремль, где в маленькой часовенке похоронен великий земляк Кузьма Минин. Год его рождения затерялся в далёких годах. Но история помнит ещё его отца, который владел тремя деревнями, лавками в г. Балахне, имел несколько домов, солеварницу, короче не бедный был торговый человек. Кузьма Минин уехал от отца в Нижний Новгород, стал удачливым торговцем и уважаемым горожанином и поэтому в 1611 году был избран земским старостой.

Это было трудное время для Москвы, там хозяйничали поляки. Надо спасать Московское государство. Уже потерпело поражение первое народное ополчение. Посланцы города Нижнего Новгорода отправились в Москву к опальному патриарху Гермогену. Это был ревностный служитель православной церкви и удивительный человек – патриот. Гермоген св. (1530 – 1612 гг) был патриархом Московским и Всея Руси. Он потребовал перехода в православие католички Марины Мнишек, которая уже нарядилась в царскую шапку Мономаха. Он собрал народ в Успенский собор в Кремле и запретил присягать польскому королю Сигизмунду Ш. Во время восстания 1611 года поляки заключили Гермогена в темницу Чудова монастыря и уморили голодом. Но вернёмся в Нижний. Вернулись посланцы и рассказали о безобразиях, бесчинствах поляков в Москве, а также привезли грамоту от Гермогена. Тогда К. Минин, Нижегородский староста, обратился к горожанам с воззванием, которое, к счастью, история сохранила: «О, братие и друзи. Вси нижегородские народы! Что сотворим ныне, видяце Московское государство в велицем разорении? Призовём себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воин Московского государства, достоверных дворян града Смоленска, ныне бо они близь града нашего, в арзамасместех». Кузьма Минин призвал народ собрать ополчение, собрать должные денежные средства. Этот финансовый проект называли «третья деньга», т.е. он предложил горожанам отдать треть имущества в пользу войска и сам первым отдал свою часть. Нижегородцы решили просить 33-летнего князя Дмитрия Михайловича Пожарского возглавить ополчение не только как земляка и опытного воина, но потому что не был замечен в связях с польскими захватчиками. Дмитрий Пожарский принадлежал к древнему роду стародубских князей Рюриковичей, пришедших на службу к Московскому князю ещё в ХУ веке. Он родился в 1578 году (в этом году юбилей 440 лет со дня рождения). С 9 лет сирота, в 12 лет пошёл на службу, а в двадцать имел придворный сан – стольник (смотритель за царским столом). Сан требовал не только честности и личной преданности, но и храбрости, тогда в экспедициях за продуктами к царскому столу встречались лихие разбойники. Царь Василий Шуйский убедился в воинских успехах стольника и послал его воеводой в Зарайск. В 1610 году Д. Пожарский примкнул к первому народному ополчению и участвовал в восстании против польско-литовского войска. Был ранен, лечился в Троице – Сергиевой Лавре, а потом в своём родовом имении в Муреево в Нижегородском уезде. Предложение возглавить второе ополчение он принял и возглавил вместе с К. Мининым борьбу русского народа за освобождения страны от польско-литовских захватчиков. Сначала собрались 3000 человек, но стали прибывать горожане, бежавшие из захваченных поляками мест, и в марте 1612 года в ополчении было уже 10 000 воинов. Князь согласился «стоять за один и в совете быть за общее дело». Он надеялся на помощь шведов, но не смог договориться. И ладно, сами справились. Во главе ополчения встало временное правительство «Совет всей земли». Титул князя звучал так: «По избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и земных дел стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский». Кузьма Минин вошел в руководство войском. Во время боевых действий он командовал запасным полком и его чин был — «Выборный всей земли человек». Между боями он был казначеем войска. В конце августа 1612 года ополчение остановилось в 5 км от Москвы, а 22-26 октября поляков изгнали из Кремля. Русские войска во время походов и боёв сопровождала Икона Казанской Богоматери. После взятия Кремля её установили в восстановленную на Лубянке церковь Введение Пречистой Богородицы. В конце 1612 – начале 1613 годов Д. Пожарский вместе с князем Д.Трубецким возглавили временное правительство в Москве. Достойно он принял мнение большинства об избрании нового русского царя Михаила Федоровича Романова. Закончилась власть династии Рюриковичей и началось трёхсотлетнее правление Московской Руси — России династии Романовых до 1917 года.

Новый царь Михаил Федорович высоко оценил ратный подвиг: Д.М. Пожарский был награждён боярством, т. е. вошёл в знатнейшее сословие в государстве, и во время венчания нового царя именно ему было доверено держать «яблоко» — державу. Дмитрий Михайлович Пожарский скончался в 1642 году, перед смертью постригся в монахи под именем Кузьма. А что же Кузьма Минин? После победы, освобождения от поляков Кремля, К. Минину было поручено описать оставшееся царское имущество, а также отыскать похищенное и разворованное. В его обязанности входила подготовка царского дворца к приёму нового царя. За время польского присутствия из царских покоев исчезли не только убранство и украшения, но и крыша, полы, двери, окна… В кладовые дворца надо было заново собрать предметы царского обихода. Михаил Романов высоко оценил роль К. Минина в деле освобождения Москвы: присвоил ему чин думского дворянина и бывший Нижегородский староста заседал в Боярской думе, стал служивым человеком с окладом 200 рублей. В начале 1615 года царь пожаловал ему в вотчину село Богородское Нижегородского уезда. В конце года здоровье Кузьмы Минина ухудшилось, на рубеже 1615-16 годов он умер и был с почестями похоронен в Нижегородском Кремле.

Слава богу, эти два Великих человека всей земли русской — Дм. Пожарский и К. Минин — узнали благодарность при жизни, были обласканы царским вниманием. И потомки не забыли об их ратных и земных подвигах: в центре России, столицы Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому и в Нижнем Новгороде поставили точную копию на месте, где К. Минин обратился к народу. В Нижегородской мэрии в Кремле висит прекрасная картина Маковского: «Придёт время, когда наши современники оценят тот факт, что у русских есть многовековой опыт демократии и гражданского общества. Народ, который вставал без приказов – указов, и шли за Веру православную и Отечество в бой с иноземными захватчиками».

Тамара Ефремова

Источник: Керчь — это мой город


Есть уточнения или альтернативное мнение? Предложения или пожелания?
Присылайте ваши сообщения на почту [email protected]

Поделитесь в соц сетях

Вам так же может понравится

Оставить комментарий

Все комментарии проходят модерацию.